Вернуться наверх

Выставка Александра Киряхно «Реликварий» в большом зале

Выставка Александра Киряхно «Реликварий» в большом зале — совместный проект галерей «Алиса» и «Арка»

Галерея «Алиса» совместно с владивостокской галереей «Арка» открывают в большом зале арт-пространства Cube.Moscow персональную выставку одного из самых загадочных художников Приморья Александра Киряхно — создателя эклектичной владивостокской эстетики. На выставке будут представлены предметы разных периодов его творчества, начиная с 1990-х годов: живопись, графика, коллаж, ассамбляж, а также ткани. 

 

Александр Киряхно с начала карьеры «не вписался» в советскую систему искусства и никогда не старался соответствовать ее критериям. Художник продолжал держаться обособленно и в постсоветское время: во Владивостоке он хорошо известен, но выставок проходило немного. Куратор и критик Андрей Ерофеев объясняет эту отстраненность позиционированием. Если во Владивостоке по упрощенному столичному сценарию консерваторы сталкивались с последователями авангарда, то Андрей, называя такое противостояние провинциальным, отмечает, что Киряхно вышел из этой борьбы. «Он — чужой, не вписывающийся в «русский стандарт», художник. А потому и не провинциал. Его высказывание не запаздывает по сравнению со стилем метрополии […].»

 

Создаваемый Киряхно образ Приморья лишен региональной и социальной портретизации, в нем нет ни городского ландшафта, ни описаний приморского быта и модернистской архитектуры, ни заключенных ГУЛАГа и никаких отсылок к советскому. Вместо этого Киряхно создает собственный мир, наполненный культовыми реликвиями, которые он достал из домашних алтарей, в укромных уголках спален, в детских «секретах», в дамских трюмо и тумбочках, увлеченный не содержанием культов, а «эстетикой интимного реликвария», теней, брошенных в портовом городе адептами разных религий и культур.

 

Анализируя работы Киряхно, критик сравнивает их с «занавесками» Тимура Новикова и «тряпками» Константина Звездочетова, также обращенными к китчевым предметам будуаров, с ассамбляжами Даниэля Сперри, с «новыми реалистами», а также американским поп-артом варианта Раушенберга, пафосом такого сопоставления заставляя зрителя удивиться тому, как, несмотря на отсутствие институциональной и кураторской поддержки и нехватку профессионального диалога, художнику удается создавать свой микрокосмос и развивать художественный язык, на котором он может говорить со всем миром.

 

О художнике

 

Киряхно Александр Иванович родился в 1950 году в п. Новобурейский, Амурская область. Окончил Владивостокское художественное училище (1978–1982). Живет и работает во Владивостоке. Участвовал в выставках в Музее современного искусства г. Пусан (Корея), Центре современного искусства «Заря» (Владивосток, 2015), Московском музее современного искусства (Москва, 2017), а также в различных институциях Нидерландов и США. Работы находятся в коллекциях Московского музея современного искусства, Музея Артэтаж (Владивосток), а также в частных коллекциях в России и за рубежом.