Александр Косолапов, возможно, самый чуткий среди соцартистов режиссер комбинаций различных исторических артефактов. Он режиссирует ситуации, по силе сравнимые с назревающими скандалами великой русской литературы. Тонко и точно выстроенные, эти ситуации создают предчувствие крушения и бури, которые разрешаются в сознании зрителя: радикальные в своей неблаговоспитанности сближения помогают зрителю освободиться от собственной несвободы, преодолеть диктат авторитетов и фетишей.
В новой выставке DTM Косолапов распоряжается наследием дадаизма, авангарда, Ренессанса и поп-арта. DTM — аббревиатура «Дюшан, Малевич, Татлин». В своих комбинациях художник двигает эти буквы-мемы-знаки как фигуры шахмат по клетчатому полю. «Башня III Интернационалу» Татлина, «Черный квадрат» Малевича, «Фонтан. R.Mutt» (писсуар) Дюшана, автомат Калашникова выступают гимнастическими снарядами на параде физкультурниц. Создается интенсивное, но потаенное эротическое напряжение между тоталитарным коллективным телом спортсменок Лени Рифеншталь, советских физкультурниц и артефактами авангарда, которые, как и автомат Калашникова, вдруг оказываются подобием игрушек, снарядов, символов.
Изысканная виртуозность в аранжировке дискомфортных для потребителя тем – сильнейшее качество социального искусства Александра Косолапова. Уместно вспомнить приведенную Сьюзен Сонтаг в книге очерков «О фотографии» мысль о том, что художник извлекает аналогии из самых несхожих вещей. И, конечно, логика отважного обнажения красоты, чувственности и чувствительности в самых вульгарных материях и рифмах позволяет обнаружить параллели соц-арта Косолапова с кемпом, стилем, описанным Сьюзен Сонтаг в качестве постмодернистского вызова буржуазному потреблению «прекрасного».
Александр Косолапов (р.1943, Москва) — российский художник, живописец, график, скульптор, одна из ключевых фигур соц-арта. Учился в Московской средней художественной школе при художественном институте им. В.И.Сурикова и Московском высшем художественно-промышленном училище. В 1975 году эмигрировал в США. Живет и работает в Нью-Йорке. Работы строятся на иронически-радикальном совмещении узнаваемых символов и стереотипов советской идеологии и глобального масскульта. Играя образами, художник развенчивает как советское политическое мифотворчество, так и капиталистический товарный фетишизм. Работы в коллекциях MоMA в Нью-Йорке, Третьяковской галерее, Русском музее и многих других.
Стоимость билетов — 200 рублей